Краном-манипулятором называют автомобиль с грузовой платформой, дополнительно оснащенный краноманипуляторной установкой (КМУ). Это позволяет проводить погрузочно-разгрузочные работы без привлечения дополнительной техники. Состоит кран-манипулятор из грузового шасси, краноманипуляторной установки, кузова для перевозки груза.
Шасси – это автомобиль без кузова. На заводах производят шасси, чтобы в дальнейшем провести необходимую «надстройку», установив кузов для мусоровоза, изотермический кузов, другое оборудование.
Бортовая платформа необходима для транспортировки грузов, она может быть различной конструкции, но в большинстве случаев КМУ оснащают бортовой платформой без тента.
Манипулятор – кран небольших размеров, который устанавливается на борт, чтобы перемещать грузы. Стоит уточнить, что кран-манипулятор – это автомобиль в целом, а манипулятор, он же КМУ, – это манипуляторная установка.
Кран-манипулятор: автомобиль «2 в 1»
Автомобиль с КМУ сочетает в себе качества автокрана и грузовика, это позволяет оптимизировать процесс транспортировки, снизить ее стоимость, ускорить время работ. Если нет возможности заказывать кран-манипулятор, приходится прибегать к оплате услуг крана и грузовика.
КМУ: с тросом и без
КМУ бывают двух типов: тросовые и гидравлические. Тросовые КМУ являются классическим вариантом, они широко распространены в нашей стране, имеют сходство с обычным краном. Азиатские производители поставляют на российский рынок именно такие КМУ, их стрела телескопируется, то есть выдвигается по принципу удочки, может вращаться, но лишена возможности сгибаться. В сложенном виде стрела напоминает букву L, нависая над платформой. Если перевозится габаритный груз, то стрела разворачивается перед кабиной.
Преимущества:
- возможна работа за препятствием;
- работа ниже уровня земли;
- незаменимы при перемещении грузов вертикально.
Манипуляторы европейского производства в основном гидравлического типа, у них отсутствует трос, но их стрела может телескопироваться, вращаться, сгибаться.
Преимущества:
- оптимальны для установки дополнительного оборудования;
- компактные, складываются Z-образно сзади кабины;
- груз менее подвержен качке.